Что такое предостережение ФГПН и в каких случаях оно выносится?

Предостережение — это одна из форм профилактического воздействия, предусмотренного Федеральным законом от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации».

Оно заключается в официальном информировании (объявлении) лица, в отношении которого применяются меры индивидуальной профилактики правонарушений при отсутствии оснований для привлечения его к уголовной или административной ответственности, о следующем: об обязательном для исполнения требовании о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений; о недопустимости продолжения антиобщественного поведения и принятии мер по обеспечению соблюдения обязательных требований, установленных муниципальными правовыми актами, об обязательном для исполнения требовании уведомить в установленный в предостережении срок о принятии мер орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.

В соответствии с пунктом 45 Положения ‎о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 г. № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре» (далее – положение о ГПН), объявление предостережения является одним из видов профилактических мероприятий, которые имеют право осуществлять органы ГПН. В случае наличия у органа ГПН сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, орган ГПН объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.

Указанное основание, при которых орган ГПН может объявлять предостережения, изложено в статье 49 Федерального закона от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 248). Также в статье 60 ФЗ № 248 сказано, при отсутствии подтверждения достоверности поступивших на рассмотрение сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также при невозможности определения параметров деятельности контролируемого лица, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным индикаторам риска нарушения обязательных требований является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, — должностное лицо контрольного (надзорного) органа направляет уполномоченному должностному лицу контрольного (надзорного) органа мотивированное представление о направлении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.

А теперь давайте попробуем изложить все вышесказанное более понятным языком.

Сотрудники органа ГПН выносят предостережение если:
а) к ним поступила информация (обращение, заявление, жалоба) о нарушениях на каком-либо объекте требований пожарной безопасности, но в ходе проверки достоверности поступившей информации сотрудники ГПН не усмотрели в ней сведений о нарушениях требований пожарной безопасности, причинивших вред или создающих угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу;
б) если по поступившей в орган ГПН информации невозможно определить ее соответствие установленным параметрам индикаторов риска нарушения обязательных требования (подробную статью об индикаторах риска нарушения обязательных требований читайте по ссылке, закрепленной ниже).

Индикаторы риска нарушения обязательных требований, как основание для проведения проверок пожарного надзора. Пожарные проверки

Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований должно содержать указание на соответствующие обязательные требования, предусматривающий их нормативный правовой акт, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований и не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов.

Как правильно реагировать на полученное предостережение

Порядок действий при получении предостережения прописан в Постановлении Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2017 г. № 166 «Об утверждении Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения» (далее — Правила). Отвечать на предостережения допускается в двух формах: в форме возражения (оформленного в соответствии с пунктом 8 Правил) в случае несогласия с фактами, изложенными в предостережении; в форме уведомления об исполнении предостережения (оформленного в соответствии с пунктом 12 Правил) в случае согласия с фактами, изложенными в предостережении.

Ответить на предостережение необходимо в срок не менее 60 дней со дня его направления в адрес юридического лица (индивидуального предпринимателя). Возражение и уведомление об исполнении предостережения направляется юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) в бумажном виде почтовым отправлением в орган ФГПН.

Также возможно предоставить ответ в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью индивидуального предпринимателя, лица, уполномоченного действовать от имени юридического лица, на указанный в предостережении адрес электронной почты органа ГПН либо иными указанными в предостережении способами.

Порядок и сроки рассмотрения органами ГПН возражения на предостережение установлены пунктом 58 положения о ГПН и идентичны требования к рассмотрению жалоб.

Возможные последствия за непредставление ответа на предостережение 

В случае непредставления ответа (возражения или уведомления об исполнении предостережения) или несвоевременного представления ответа, ответа в неполном объеме или искаженном виде органом ГПН будут приняты меры по привлечению юридического лица или индивидуального предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной ст. 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Также в соответствии с положением о ГПН вышеуказанные действия будут учтены органами ГПН при отнесении объекта защиты к определенной категории риска, так как являются критериями добросовестности, характеризующими вероятность несоблюдения на объекте защиты обязательных требований пожарной безопасности. Данный критерий оказывает влияние на отнесение объекта защиты в сторону более высокой категории риска, а чем выше категория, тем чаще проводятся контрольные (надзорные) мероприятия.

ОНДПР Оричевского района