Ответственность за ложное нажатие на ручной пожарный извещатель

Школа. Будний день. Вот уже который десяток лет все идет по плану: дети по утрам, как правило, встают нехотя, поэтому их родителям приходится торопиться, чтобы успеть завезти свое чадо в учебное заведение и самим не опоздать на работу. Дети, спешно проходя через недавно установленный новенький турникет, попадают в храм знаний. Оставляя верхнюю одежду в гардеробе, по дороге в учебный класс успевают поговорить друг с другом о насущном, сливаясь в хаотично несущемся людском потоке. Наконец, школьный звонок подает свой голос, и дети приступают к новым познаниям или, как говорится, начинают грызть гранит науки. И вроде ни одно событие в мире не может отвлечь их задумчивые взгляды от скользящего по доске белого рассыпающегося мела, оставляющего после себя чувство восторга разума над материей, как по коридорам проносится фраза, выдаваемая системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре: «Внимание! Пожар! Всем покинуть помещения!» Все кануло в пропасть. Паника, смех, крики, суматоха — эвакуация. Та информация, которая только что была понятна и почти усвоена пытливыми детские умами, не успев в них закрепиться, рассеялась как дым. Ясно одно: урок сорван.

Действия представителей пожарной охраны при получении сигнала о срабатывании пожарной сигнализации в здании школы. Пожарные подразделения незамедлительно выдвигаются к месту вызова и прибывают на адрес не позднее нормативного времени, установленного статьей 76 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее — Федеральный закон № 123), поскольку в соответствии с частью 7 статьи 83 Федерального закона № 123 сигнал о возникновении пожара с системы пожарной сигнализации, смонтированной в школе, автоматически дублируется в подразделение пожарной охраны. Кроме пожарной охраны к месту предполагаемого происшествия следует представитель органа государственного пожарного надзора МЧС России, который в силу части 1 статьи 40 Уголовно-процессуального кодекса РФ является органом дознания. Дознаватель проводит проверку поступившего сообщения о пожаре, по результатам которого принимает одно из решений, определенных приказом МЧС России от 2 мая 2006 г. № 270 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иных происшествиях в органах Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (далее — Приказ МЧС России № 270). Представим ситуацию, когда по приезде на место вызова сотрудники МЧС России не обнаружили пожар, вызов оказался ложным. Первые мысли, возникшие у детей: «Пронесло, слава богу», — однако взрослые и опытные люди понимают, что все не так просто. Пожарные подразделения после обследования школы на наличие возгорания, не найдя его, возвратились в пожарную часть. Проверка сообщения о ложном вызове подразделений пожарной охраны Дело в свои руки берет дознаватель. В ходе отработки сообщения о пожаре, пользуясь предоставленными статьей 6.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и Приказом МЧС России № 270 полномочиями, он берет объяснения с очевидцев, выясняет обстоятельства случившегося, совершает иные необходимые действия. Например, из анализа полученной информации дознаватель узнает, что вызов пожарной охраны осуществил некий ребенок, который специально сформировал сигнал о пожаре с помощью извещателя пожарного ручного (далее — ИПР), требования пожарной безопасности к которому установлены статьей 83 Федерального закона № 123 и СП 484.1311500.2020 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования». Данный ребенок дополнительно пояснил, что нажал на ИПР с целью сорвать урок (побаловаться, на спор и т. п. причины), поскольку их класс должен был писать контрольную работу по математике, к которой, соответственно, он не приготовился. Из постановления Правительства РФ от 31 августа 2021 г. № 1453 «Об утверждении перечня экстренных оперативных служб, вызов которых круглосуточно и бесплатно обязан обеспечить оператор связи пользователю услугами связи» следует, что пожарная охрана относится к экстренным оперативным службам. Кроме этого, это видно из диспозиции статьи 19.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ). Описанные действия ребенка указывают на признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.13 КоАП РФ. Анализируя административную ответственность за заведомо ложный вызов специализированных служб, необходимо определить, имеется ли в действиях ребенка состав административного правонарушения. В юридической литературе под правонарушением понимается виновное противоправное общественно вредное деяние (действие или бездействие) деликтоспособного лица, влекущее административную ответственность. Состав правонарушения — система элементов, необходимых для привлечения правонарушителя к юридической ответственности. В состав правонарушения входят следующие элементы: - объект, - объективная сторона, - субъект, - субъективная сторона. Объектом правонарушения по статье 19.13 КоАП РФ являются общественные отношения в области установленного порядка функционирования и выполнения служебных обязанностей пожарной охраны. Объективная сторона административного правонарушения выражается в заведомо ложном вызове пожарной охраны. Субъектами правонарушения могут быть граждане, достигшие возраста 16 лет. Субъективная сторона правонарушения характеризуется только умышленной формой вины.

Таким образом, из вышеописанной ситуации в зависимости от возраста субъекта правонарушения может вытекать два различных вывода: 1) о составлении административного протокола и привлечении ребенка к ответственности в пределах санкции статьи 19.13 КоАП РФ, предусматривающей административное наказание в виде административного штрафа в размере от 1000 до 1500 рублей, при условии достижения им 16-летнего возраста; 2) в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении с вынесением мотивированного определения о таком отказе (часть 5 статьи 28.1 КоАП РФ). В последнем случае дознаватель вправе направить информацию о случившимся в полицию для рассмотрения вопроса о привлечении к административной ответственности родителей ребенка по статье 5.35 КоАП РФ, поскольку на основании пункта 1 статьи 61 и пункта 1 статьи 63 Семейного кодекса РФ родители имеют родительские права и обязанности по воспитанию и развитию своих детей, а за невыполнение возложенных на них обязанностей несут предусмотренную законом ответственность. Кроме этого, сотрудник полиции вправе направить на рассмотрение комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав для решения вопроса о постановке несовершеннолетнего ребенка на межведомственный контроль с последующей организацией с ним индивидуально-профилактической работы.

По информации ОНДПР Оричевского района